Комментарий Владимира Тимофеева по вопросу увеличения доли налогов на доходы физических лиц в бюджете Великого Новгорода
В связи с обсуждением на заседании Думы вопроса об увеличении поступлений от налогов на доходы физических лиц в бюджет Великого Новгорода, вижу необходимость разъяснения позиции большинства городских депутатов по этому поводу.
Процесс формирования муниципального бюджета предполагает постановку и поиск путей реализации задач, стоящих перед муниципалитетом по решению вопросов местного значения, а также определение источников финансирования. Любой бюджет является плодом сложнейших переговоров и компромиссов между региональными и местными органами власти. И Великий Новгород здесь не является исключением. При этом основной акцент должен делаться на эффективное использование имеющихся ресурсов.
Сегодня мы являемся свидетелями торжества диалектического закона перехода количественных изменений в новое качество, то есть когда в результате неэффективного управления городским хозяйством основным критерием формирования бюджета Великого Новгорода является необходимость исполнения судебных решений. И эту новую реальность нельзя не учитывать при проведении бюджетного процесса.
Согласно письму заместителя прокурора области К. С. Сомова на исполнение всех судебных решений по капитальному ремонту жилых домов необходимо 555,7 млн. рублей. Кроме того, вступило в силу судебное решение по строительству первого пускового комплекса IIочереди полигона твердых бытовых отходов. К большому сожалению, этот перечень не является исчерпывающим.
Депутаты крайне обеспокоены состоянием всех муниципальных предприятий или акционерных обществ со 100-процентным участием муниципалитета, которые в настоящее время находятся в состоянии банкротства или в предбанкротном состоянии. В этом перечне находятся такие градообеспечивающие предприятия, как ОАО «Ремстройдор» (банкротство), МУП «Теплоэнерго» (арестованы счета, и не ведется подготовка к зимнему периоду), МУП «Новгородский водоканал» (предбанкротное состояние). Совершенно не ясна судьба ОАО «Автобусный парк» после окончания договора аренды автобусов с дочерним предприятием ООО «Питеравто». При этом, банкротство Ремстройдора выглядит странно на фоне того, что мэрия не может освоить деньги на ремонт проездов к многоквартирным домам. Именно вопросам функционирования предприятий, подконтрольных муниципалитету, будут посвящены Думские слушания, которые состоятся 17 сентября этого года.
Глядя на все происходящее, создается впечатление, что сегодняшняя администрация утратила способность системного управления городом, что неизбежно ведет к лавинному росту судебных решений и провалам в городском бюджете. При этом необходимо отметить, что городская инфраструктура до прихода данной администрации и ее руководителя имела устойчивый характер.
Недавно мы были свидетелями судебных и прокурорских решений в адрес компаний, строящих торговые центры «Мармелад», «Лента», а также уже построенных «Метрика» и «Боровичи-мебель», в части отсутствия разрешения на строительство. При этом средства от штрафных санкций по данным решениям идут в городской бюджет. Создается впечатление, что мэрии очень нравится за счет своих непрофессиональных действий пополнять доходную часть бюджета, разрушая при этом инвестиционный климат города и региона.
Кроме того, горожанам будет небезынтересно узнать, что в результате прокурорской проверки подтвердились факты нарушения законодательства при проведении государственной кадастровой оценки земельного участка под жилым домом градоначальника, а также ошибки, допущенные при оценке кадастровой стоимости земельных участков, принадлежащих ОАО «Алкон», что, на мой взгляд, уменьшило объем налоговых отчислений в городской бюджет.
В сложившейся ситуации я хочу выразить свое мнение, что прежде чем обсуждать увеличение городской доли налогов на доходы физических лиц необходимо разобраться в городском хозяйстве, максимально повысить эффективность использования имеющихся ресурсов, а также решить все необходимые кадровые вопросы в Администрации Великого Новгорода.