24 ноября 2024 10:24
+5º

Ограничение рекламы на улицах в интересах всех горожан

24 января 2017

Реклама — двигатель торговли. Но, в отличие от автомобильного мотора, хорошо спрятанного от посторонних глаз где-то под капотом, она всё время стремится быть как можно заметнее.

Без постоянного внимания окружающих рекламный двигатель не работает, как не едет машина без бензина. И здесь, как и на дороге, нужны строгие правила, которые призваны, с одной стороны, дать свободу движению, а с другой — не позволить задавить пешеходов, попавших под колёса не в меру разогнанного двигателем механизма. В роли пешеходов на этой воображаемой дороге выступаем все мы, горожане, лицезреющие рекламную продукцию, норовящую заглянуть нам то в глаза, а то и в душу прямо на улице.

В нашей большой стране правила существования рекламы не могут быть совершенно одинаковыми для всех городов и весей. То, что красиво и естественно выглядит на высотном доме где-нибудь в столице, будет неуместным и уродливым на улице тихого малоэтажного городка или среди исторической застройки. Да и вообще, в разных местах живут разные люди, по-своему любящие родные улицы и закоулки. Потому существует федеральный закон, устанавливающий лишь общие требования к рекламе. А вот особенности, характерные «изюминки», должны регулировать местные нормы — для каждого города свои.

В конце прошлого года Думой Великого Новгорода принято новое Положение, регулирующее размещение в городе рекламы. Необходимость разработки именно нового документа, а не поправок к ранее существующему, вызвана тем, что и на федеральном уровне существенно изменилось законодательство. Прямо скажем — в сторону ужесточения для рекламодателей и рекламораспространителей. Большие полномочия даны и местным органам.

Теоретически органы местного самоуправления могут вообще запретить какую-либо рекламу на улицах и домах. Сделать город или посёлок полностью свободным от рекламы. Такие примеры есть. Правда, где-то за границей. Мы себе такую роскошь позволить не можем. И правильно. Ведь торговцы и покупатели, которых призвана соединить реклама — свои горожане. И бюджет тоже свой — городской. Именно в него поступают доходы от размещения рекламы на муниципальных землях и зданиях, туда же идёт и госпошлина за выдачу разрешений на рекламные конструкции. Потому жаркие споры велись не по вопросу, нужна ли реклама вообще, а где и какая она может быть размещена.

Споры не пустые. У нашего исторического города есть своё лицо. Симпатичное и сдержанное на эмоции. По-научному — внешний архитектурный облик сложившейся застройки, определённый в новом документе как визуальное впечатление о городе и его художественных ценностях, складывающееся по реальному внешне воспринимаемому и последовательно формируемому представлению о выразительных качествах города (архитектурное художественное построение, наполнение и содержание). Если говорить проще, сложенные вместе дома и улицы. Когда их строили, хотели чтобы было красиво. Хороший макияж может подчеркнуть красоту лица и сделать его ещё выразительнее, а плохой… Попробуйте разглядеть под клоунским гримом лицо артиста.

Нужен ли городу такой грим? Так что вопрос рекламы на улицах от привычной нам коммунальной сферы уходит куда-то в культурологическую плоскость.

Дискуссии оказались не напрасными. Вовлечены в них были и депутаты, и чиновники администрации, и представители рекламного бизнеса, и обычные горожане, переживающие за внешний облик и собственных домов, и города в целом. В результате документ получился взвешенным и готовым к работе.

Город поделён на две рекламные зоны: зону 1 — историко-культурного наследия (СИ.1, СИ.2, Р1, Р.4) — это прежде всего территории внутри вала Окольного города, и на зону 2 — остальные территории города. Понятно, что в зоне 1 правила размещения рекламы наиболее строгие — и площадь рекламных щитов там должна быть поменьше, и размещение будет стоить дороже. Но и в целом реклама в городе должна будет напоминать скорее сдержанный макияж. Никаких перетяжек между столбами над улицами, крикливых плакатов на заборах, балконах, лоджиях, перилах на крыльце и пешеходных ограждениях около дорог не должно быть в принципе. Не должно быть и огромных рекламных конструкций на крышах (как, например, во времена знаменитого «МММ»). Там могут оставаться лишь вывески владельцев всего здания, как, например, на зданиях торгового дома «Русь», универмага «Диез», торговой сети «Лента» и подобных.

Должна уйти в прошлое мода завешивать до самой крыши торцы зданий плакатами разного размера, да ещё и принадлежащих разным владельцам, когда надпись на одном плакате «Гордость России» запросто могла соседствовать с изображением во всей красе унитаза и прочих прелестей сантехники на плакате повыше. Теперь рекламные вывески не должны забегать выше уровня второго этажа, если речь идёт о многоквартирных жилых домах.

Исключение сделано лишь для отдельных зданий, которые используются исключительно бизнесом. Здесь рекламы может быть побольше, но и в этом случае не должно быть сходства с восточным базаром.

Рекламные вывески должны размещаться по согласованному проекту и соответствовать архитектурному облику здания. Нельзя будет и бесконтрольно городить лабиринты на тротуарах из рекламных «раскладушек» — штендеров. Такие плакатики, частенько донельзя замызганные, а то и просто валяющиеся в грязи, но намертво прикованные цепью к уличным деревьям, здорово портят жизнь пешим горожанам, предпочитающим тротуары использовать всё-таки по прямому назначению — для собственного прохода.

Есть ещё целый ряд «нельзя», определённый по принципу сохранения внешнего архитектурного облика города. Именно он является главным, а вовсе не «трусы и лифчики по приемлемой цене», ожидающие нас в очередном «салоне», разместившемся в бывшей колясочной.

Но и разрешённые Положением рекламные конструкции и плакаты нельзя устанавливать, как на душу придётся. Если речь идёт о конструкциях, которые размещаются отдельно — щитовые конструкции, билборды, стелы, электронные табло или даже плакаты на зданиях, находящихся в государственной или муниципальной собственности, то их нельзя установить, где захотелось.

Существует схема размещения рекламных конструкций, которая утверждена администрацией Великого Новгорода и согласована с департаментом архитектуры области. На этой схеме, похожей на генеральный план города, отмечены все возможные места, где может быть размещена такая реклама. И неважно — кому принадлежит земельный участок. Здесь всё, как говорится, под одну гребёнку. Желаешь установить рекламный щит около проезжей части улицы — сперва загляни в утверждённую схему, которая имеется в свободном доступе на соответствующем сайте горадминистрации; если есть такая конструкция в схеме, а место пока что не занято — добро пожаловать с заявлением к городским чиновникам. Если выбранная земля частная, например, относится к многоквартирному дому (а у нас в городе даже некоторые тротуары в центре города — частная собственность жильцов таких домов), то вначале надо заручиться согласием общего собрания и соответствующим договором с собственниками земли.

Кстати, договор такой может быть заключен не на вечные времена, а лишь на определённый срок (не дольше пяти лет на рекламные щиты, суперборды и ситиборды и не свыше семи лет на прочие конструкции). Если всё получилось, остаётся сделать проект на рекламную конструкцию, заплатить госпошлину в городской бюджет и получить соответствующее разрешение. Такой порядок касается и пресловутых «раскладушек». Правда, они считаются временными рекламными конструкциями и могут быть установлены при входе в рекламируемый объект на срок не свыше 12 месяцев.

Процедура, может, и не очень простая для желающих разместить рекламный носитель, но охраняющая интересы потребителей потенциальной рекламы. По крайней мере, есть гарантия, что у вас под окном завтра не вырастет огромный рекламный щит с какой-нибудь сияющей чепухой или трусами со скидкой. В равной степени нельзя такую чепуху и просто приколотить к стене дома, даже если он весь в вашей безраздельной частной собственности. Архитектурный облик — всеобщее достояние всех горожан и даже на использование стены частной собственности необходимо общественное разрешение городской администрации. Есть и ответственность за нарушение этих правил, установленная и федеральным, и местным законодательством. Весьма ощутимая ответственность — на юридических лиц аж до миллиона рублей и обязанность всё незаконное демонтировать за свой счёт.

Сам документ должен быть опубликован в газете «Новгород» и с этого момента вступит в силу. Для желающих узнать подробности нет никаких препятствий. Главное, чтобы он начал работать в интересах горожан. Все условия для этого есть. За переходный период, определённый документом как время действия ранее выданных разрешений (это обычно не более пяти лет), мы должны увидеть, как лицо нашего города отмоется от старого аляповатого грима и восстановит свои истинные черты исторического европейского города.

Константин Демидов,
заместитель Председателя Думы Великого Новгорода



Наверх