Мнение спикера: реформа местного самоуправления как шанс развития
Среди многочисленных и очень важных для нашего государства событий, произошедших в 2014 году, особое место занимает реформа местного самоуправления. В своём ежегодном Послании Федеральному Собранию в 2013 году Владимир Путин отметил, что важнейшей задачей является уточнение общих принципов организации местного самоуправления.
«Цель реформы — повышение эффективности управляемости хозяйством и снижение политической конфронтации разных уровней власти на территориях, особенно в нынешнее кризисное время», — объясняет Александр Пожалов, директор по исследованиям фонда ИСЭПИ, участвовавшего в разработке концепции реформы.
Подводя официальные итоги первого этапа реформы, следует отметить, что выборы мэров отменены в 66 административных центрах страны из 80 (в Московской и Ленинградской областях нет столиц, Москва, Санкт-Петербург и Севастополь — города федерального значения, их главы считаются губернаторами).
Следуя общероссийскому тренду, 26 ноября 2014 года Новгородская областная Дума приняла закон «О сроке полномочий представительных органов муниципальных образований Новгородской области и порядке формирования представительных органов муниципальных районов Новгородской области, сроке полномочий и порядке избрания глав муниципальных образований Новгородской области», в котором определена новая модель местного самоуправления, предусматривающая отмену прямых выборов мэра Великого Новгорода, избрание депутатами мэра-председателя Думы из своего числа и назначение главы администрации, ответственного за городское хозяйство. До принятия областного закона в новгородском сообществе было место для дискуссии о целесообразности введения в Великом Новгороде новой модели местного самоуправления, но после принятия закона стоит только один вопрос: когда начнется реализация данной модели?
В соответствии с действующим законодательством практическая реализация новой модели возможна после прекращения полномочий градоначальника. И в этой связи особое значение приобретает отчёт мэра о результатах деятельности за 2014 год, по результатам которого в случае неудовлетворительной оценки мэр Великого Новгорода может быть удалён в отставку. В течение всего года городские депутаты неоднократно подвергали обоснованной критике деятельность администрации по исполнению своих полномочий по решению вопросов местного значения и отдельных переданных государственных полномочий. Следует отметить основные из них, которые подтверждены актами прокурорского реагирования и других контролирующих органов:
- неэффективный контроль за деятельностью и допущение банкротства хозяйственных обществ, созданных в процессе приватизации муниципальных предприятий (ОАО «Ремстройдор» и ОАО «ГУК «Великий Новгород»);
- недостаточный контроль за деятельностью муниципальных предприятий, в частности МУП «Теплоэнерго», находящегося в настоящее время в крайне не удовлетворительном финансово-экономическом состоянии;
- создание неэффективной системы транспортного обслуживания населения;
- заключение муниципального контракта на уборку города на условиях, влекущих неэффективное использование бюджетных средств;
- неисполнение полномочий по осуществлению муниципального контроля за использованием земель на территории города (ТРЦ «Мармелад»);
- неисполнение полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа;
- неисполнение в полном объёме судебных решений по проведению капитального ремонта многоквартирных домов;
- неопределенность в исполнении судебного решения по проектированию и строительству второй очереди полигона твердых бытовых отходов;
- неисполнение требования законодательства о дорожной деятельности и обеспечении безопасности дорожного движения.
Анализируя эти и другие результаты деятельности администрации и мэра Великого Новгорода за 2014 год, лично у меня не было бы никаких оснований положительно оценить деятельность администрации, если бы отчёт градоначальника состоялся сегодня. По моему убеждению, одной из причин создания подобной ситуации в городе, как в политическом, так и в экономическом плане является стремление городской администрации решать городские проблемы в отрыве от региональной политики и нужд горожан, что обречено на провал и в конечном итоге приводит к экономическому упадку и росту недоверия горожан к власти.
Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что добровольное досрочное сложение градоначальником своих полномочий или другие законные основания прекращения данных полномочий создадут все необходимые предпосылки для реализации в Великом Новгороде государственной политики в области развития местного самоуправления.
Владимир Тимофеев
фото с сайта http://news.rambler.ru/