Не сити-менеджер, а Глава администрации
Вызвавший бурю политических страстей областной закон, изменяющий порядок избрания глав муниципальных образований, принят и вступил в силу. Правда, споры продолжаются. Оппоненты остались каждый при своём мнении — одни считают, что выборы мэров всеобщим прямым голосованием лучше и демократичнее, чем такие же выборы, но узким кругом — депутатами соответствующих муниципальных представительных органов. Другие же настаивают на том, что и в первом, и во втором случаях основной принцип демократии — выборность — никуда не делся, а речь идёт лишь о способе реализации этого принципа. Как это бывает ни парадоксально, но в такого рода общественных дискуссиях обе стороны бывают правы, отчего спор может продолжаться бесконечно. Впрочем, и само наличие политической дискуссии на эту тему уже является проявлением демократии.
Однако в повседневной жизни должна существовать правовая определенность, которую юристы ставят по своему значению даже выше справедливости. Кстати, во многом потому, что справедливость — явление в общем то субъективное, а потому не абсолютное и спорное, а вот определенность — это как раз то, что как говорится «можно потрогать руками» и на основе чего можно дальше действовать. И в вопросе наделения полномочиями будущих глав муниципальных образований такая определенность есть — их предстоит выбирать из своего состава депутатам. Такой способ избрания высшего муниципального должностного лица прописан не только в областном, но и в федеральном законе. Причем довольно давно — с самого момента принятия этого закона о принципах организации местного самоуправления в 2003 году. Так что ничего нового в этом собственно нет. Новое лишь в том, право определять способ избрания глав муниципальных образований с этого года передан на более высокую ступень — на уровень закона субъекта федерации, который и был принят Областной думой в последние дни уходящей осени.
Теперь же перед муниципальными образованиями, в том числе и Великим Новгородом, стоит задача в довольно сжатые сроки — всего три месяца — привести свою нормативную базу в соответствие с требованиями и федерального, и областного законов.
Главным документом, который прежде всего подлежит изменению, является устав Великого Новгорода. К удивлению, наверное, многих, не искушенных в тонкостях нормотворчества граждан, ни федеральный, ни областной законы не содержат ни четких правил избрания глав муниципалитетов депутатами, ни детального разграничения компетенции между главой Администрациии главой муниципального образования. Кстати, никаких «сити-менеджеров» в наших законах нет. Это такое громкое, но абсолютно неофициальное наименование, которое с легкой руки журналистов стало очень популярным для главного муниципального чиновника, на языке закона именующегося вполне привычно для нашего уха, но оттого не ярко -Главой администрации муниципального образования. Так что нашествия иноземных «сити-менеджеров» нам бояться не стоит, никто не заставляет нас коверкать наши привычные представления и языковые нормы. Исковеркать их можем только мы сами, если в устав нашего города внесем нечто подобное — федеральный закон здесь весьма либерален. Но ни городским депутатам, ни их избирателям, слава богу, такое в голову не приходит.
Нет в федеральных и областных законах и каких-то строгих и для всех одинаковых требований, которым должен соответствовать будущий глава администрации. Если лишь самые общие ограничения. А вот дополнительные, особенные требования к назначаемому на должность депутатами на основе конкурса главе администрации, необходимо установить в уставе нашего города. Такими дополнительными требованиями, которым должен соответствовать кандидат на высокую должность, могут быть, например, требования к стажу работы в определенных должностях, просто наличие житейского опыта, который, как известно, приобретается с возрастом, наконец, способность руководить масштабными процессами — скажем, трудовым коллективом достаточно крупного предприятия.
Изменение устава города — процесс кропотливый и не быстрый. Основной нормативный правовой акт Великого Новгорода — итог нормотворчества не только депутатов, но прежде всего самих новгородцев. Поэтому любые предлагаемые в него изменения должны быть вначале обсуждены со всеми, кто в этом заинтересован. Для этого проводятся публичные слушания, в ходе которых каждый новгородец может внести свои предложения. Публичные слушания по изменениям в устав назначены Думой Великого Новгорода на 29 декабря на 18.00 часов в здании Администрации на улице Большая Власьевская, д. 4. Сам проект предлагаемых изменений устава уже опубликован в официальном выпуске газеты «Новгород». Понятно, что всем хочется в предновогодние дни больше времени посвятить праздничным покупкам, да и просто подготовке к любимому всеми семейному празднику. Но за праздниками всё равно придут будни. В отведенный законодателями сжатый срок приведения муниципального устава в соответствие с законом кроме публичных слушаний должно уложиться еще множество процедур, включая регистрацию принятых изменений в органах юстиции и последующее обнародование. Так что подождать не получается. Публичные слушания пройдут в назначенный срок и все желающие новгородцы могут принять в них активное участие.
Константин Демидов
Депутат Думы Великого Новгорода, Председатель комиссии по законодательству и местному самоуправлению
фото с сайта http://vedomosti-ural.ru/