Депутаты Думы Великого Новгорода о бюджете на 2017 год и на плановый период 2018-2019 годов
На очередном заседании Думы Великого Новгорода 1 декабря 2016 года депутаты большинством голосов отклонили проект решения «О бюджете Великого Новгорода на 2017 год и на плановый период 2018—2019 гг.», который им предлагалось принять в первом чтении. Ниже приведены цитаты из их выступлений.
Владимир Тимофеев, Председатель Думы Великого Новгорода:
«Представленный бюджет не обеспечивает социально-экономическое развитие города и, самое главное, реализацию всех полномочий по решению вопросов местного значения в полном объёме. Мы предлагаем провести совместное заседание с депутатами Новгородской областной Думы, с приглашением представителей Администрации города и Правительства региона, чтобы определиться с причинами возникновения сложнейшей финансовой ситуации для нашего города и найти пути решения проблем, которые перед нами сегодня стоят».
Константин Демидов, заместитель Председателя Думы Великого Новгорода:
«Нам представлен не бюджет социально-экономического развития, а бюджет умирания. У нас вектор развития направлен вниз. Не могу не обратить внимание на предложения прокуратуры города, которая говорит о том, что в бюджете не учтены расходы на исполнение судебных решений по различным аспектам. Я прекрасно понимаю Контрольно-счётную палату в том, что как бы мы не распределили доходы и расходы в рамках данного бюджета, этой цели мы не достигнем. На мой взгляд, бюджет нужно снова сделать инструментом социально-экономического развития. Если мы не можем найти денег на исполнение судебных решений, давайте подумаем, как мы сможем это сделать. Мне кажется, без перечня мероприятий, которые будут направлены на устранение данной патовой ситуации, голосовать за бюджет не нужно. Администрация должна разработать план антидефолтных мероприятий».
Владислав Букетов, лидер фракции «Единая Россия»:
«Председатель Контрольно-счётной палаты чётко сказал, что представленный проект бюджета полностью отражает социально-экономическое развитие города. На сегодня приходится констатировать, что развития нет. К огромному сожалению. И, если уж коллеги взялись переходить на личности, то стоит отметить, что сегодня, вот только что СМИ написали, Мэр Великого Новгорода пребывает в Нальчике и предлагает поставлять в наш город из Кабардино-Балкарии мебель в обмен на микроэлектронику. И это в то время, когда мы решаем вопрос, выживет ли город, говорим о дефолте, а на фоне этих разговоров руководителем города обсуждается безумная нелепость. Этот бюджет — безусловный итог деятельности менеджмента Великого Новгорода. И это позор. И мы, как дума, в какой-то степени тоже к нему причастны. Конечно, нужно обсуждать дальше этот документ, вернее те проблемы, которые есть — что делать с ремонтами образовательных учреждений, с жилищно-коммунальными объектами, коллектором, станцией третьего подъема и многим другим. Думаю, нам нужно встречаться с Правительством области, областной Думой, создавать даже чрезвычайный комитет по выходу из сложившейся ситуации. Фракция не поддерживает данный бюджет. Руководителям города нужно подумать о серьёзных решениях, которые они должны для себя принять».
Михаил Панов, лидер фракции «Справедливая Россия»:
«Я не понимаю, зачем при таком бюджете делать вид, что у нас всё хорошо и здорово? Денег нет и не будет! Откуда их брать — неизвестно. Да, можно пенять на то, что область забирает все деньги, но что мы делаем для развития? Нужно открывать новые предприятия, помогать предпринимателям. Мэрии нужно понять, в чём она промахивается и недорабатывает».
Алексей Старостин, лидер фракции «КПРФ»:
"Я абсолютно согласен с Антоном Лобачем, что у нашей доходной части бюджета очень высокие оптимистичные прогнозы. Это показывает и анализ 2016 года по собираемости всех налогов. Второе — действительно, мы кормим районы и области, и эта ситуация похожа на тот анекдот, который я сейчас приведу вам в пример: Человек потерял кошелек и ходит под фонарём. Его спрашивают, что ты делаешь? Я ищу кошелек. А где, когда потерял? Да вчера в подъезде. А здесь чего ищешь? Так здесь светлее. Ситуация в том, что Правительство области сливает на нас свои недоработки в регионе и мы вынуждены выступать постоянно как донор. Я призываю депутатов не поддерживать бюджет и вернуться к вопросу о пересмотре межбюджетных отношений".
Константин Хиврич, лидер фракции «Яблоко»
"Наш бюджет не позволяет выполнить все обязательства, которые отнесены к нашей компетенции. И главное, не позволяет заниматься развитием города. Собственно, то, о чем просит каждого из нас избиратель, когда обращается к депутату — не за перераспределением средств, а за выделением на новые потребности. В этой ситуации мы понимаем, что может возникнуть дефолт. Как нам кажется, есть те средства, которые можно было бы изыскать — это вопрос межбюджетных отношений, это НДФЛ, который должен оставаться в размере не 15 процентов, а 30 или даже 50. Если в течение трёх-четырёх лет такая ситуация будет, то мы все свои проблемы решим. Великий Новгород — единственный город в области, который может сделать рывок в экономике региона".
Владимир Данилов, лидер фракции ЛДПР, председатель комиссии по законодательству и местному самоуправлению:
«Сейчас мы рассматриваем бюджет в первом чтении, то есть это те рамки, в которые мы должны войти. Неоднократно я говорил по поводу приватизации — сейчас она у нас один из основных источников доходов, но на сегодняшний день весь ликвид ушёл. Продавать уже нечего. На чёрный день ничего не осталось. Состав этой администрации в ближайшие годы уйдёт, а город останется без имущества. Великий Новгород на протяжении нескольких лет вели к дефолту. С такими долгами в городе возникает финансовый коллапс. Принимать бюджет с данными параметрами нельзя, он не отражает всех насущных требований города и его населения».
Илья Костусенко, председатель комиссии по экономике и финансам:
«Я говорю уже четвёртый год — мы идём к дефолту. Что такое дефолт, вы все прекрасно понимаете — это неспособность платить по своим долгам. Бюджет текущего года уже не выполняется. На протяжении ряда лет он утверждался с дефицитом, что привело к ежегодному росту долгов, нагрузке расходов на обслуживание муниципального долга. Мы пришли к плачевному состоянию. Сейчас есть два варианта — работать межбюджетными отношениями или поднять руки и сдаться области. В итоге областному правительству придётся решать проблемы Великого Новгорода. Жить нужно по средствам. Сегодня нельзя назвать бюджет социально направленным — по всем статьям идёт сокращение. Бюджет не сбалансирован ни по доходам, ни по расходам. Нужно находить пути по увеличению доходной части. И необходимо сказать новгородцам на слушаниях, что жили мы не очень, а жить будем ещё хуже. По моему мнению, сегодня нужно сбалансировать бюджет и продолжать работу над ним, заслушать Мэра города о выполнении бюджета текущего года, чтобы понять — мы живем в дефолте или на грани этого, и начинать взаимодействовать с областью по вопросу формированию бюджета последующих трёх лет. Если эта работа не наладится, то нужно будет передавать управление городом в руки области».
Дмитрий Трофимов, председатель комиссии по социальным вопросам:
«На 1 ноября только по отраслям образования культуры и спорта у города 18 миллионов просроченной кредиторской задолженности. Мы не знаем, увеличится ли она на 31 декабря, но в бюджете 2017 года деньги на её оплату не предусмотрены. По строительству новой школы есть недоплата. В 2017 году не заложены средства на исполнение судебных решений по установке систем видеонаблюдения в учреждениях, то есть фактически может быть остановлена работа того или иного учреждения, как было несколько лет назад с ГДК, когда перед Новым годом учреждение закрыли, а все ёлки проходили в других местах. Чтобы выполнить предписания МЧС и довести состояние учреждений до нормативного по пожарной безопасности — 5 миллионов. Неотложные ремонты, которые могут грозить чрезвычайными ситуациями — ещё 7 миллионов. Итого — 25 миллионов необходимо изыскать на эти цели. Причем, вот, Константин (обращаясь к К. В. Хивричу), ты говоришь, нужно пересмотреть отношения межбюджетные, а как быть с тем, что средства в бюджете есть, но они не осваиваются? Как к этому подходить? Вот театр „Малый“ — есть средства на ремонт, но они не освоены: то документация не та, то проект не подходит Как на это смотреть? Фестиваль „Царь сказка“ — деньги не предусмотрены, комплектование библиотек срезано на половину, не заложены средства на услуги управляющих компаний для учреждений культуры, которые расположены на первых этажах многоквартирных домов. Центрам „Параскева“ и музыкальных древностей имени В. И. Поветкина срезали финансирование на 50%. Кровлю в библиотечном центре „Читай город“ нужно ремонтировать. На стадионе „Волна“ необходимо установить систему предотвращения террористических актов — 1,5 миллиона рублей, чтобы там могли проходить любые соревнования. Иначе с января 2017 года там будут идти только тренировки детей. Переход с программ спортивных школ на программы спортивной подготовки — 1, 5 миллиона — самое меньшее, что требуется. Иначе 200 самых лучших спортсменов города должны будут отчислены из спортивных школ Великого Новгорода и зачислены в оздоровительные группы. И ни копейки на их участие в каких-либо соревнованиях не сможет ни областной бюджет, ни наш потратить. Детская художественная школа в Кремле — помещение принадлежит Музею-заповеднику, средства на его аренду не заложены в бюджете. Что делать всем руководителям этих муниципальных учреждений при нашем бездефицитном бюджете? Это тупик».
Владимир Богомолов, председатель комиссии по жилищному хозяйству, архитектуре и землепользованию:
«Представленный бюджет не даёт возможности выполнения всех муниципальных обязательств, которые стоят перед городом. Исходя из исполнения бюджета 2014 — 2015 годов я могу констатировать, что Администрация города на сегодняшний день не способна организовать и выполнить работы даже на те денежные средства, которые имеются. В прошлом году мы проводили заседание комиссий, на которых чётко и адресно прописали потребности, сформировали и направили обращение в Правительство региона. На мой взгляд, проблема в отсутствии полного взаимодействия между городом и областью. Я поддержу Председателя Думы в том, что нужно как можно быстрее организовывать встречу с областными депутатами и руководством области и искать выход из сложившейся ситуации. Кроме того, руководство города знало, какой бюджет будет представлен, и я не видел при обсуждении профильных руководителей ни Мэра, ни курирующего экономический и финансовый блок заместителя мэра».
Григорий Поплавский, депутат по избирательному одномандатному округу № 8:
«Моё мнение, как человека, который общается с людьми ежедневно, работая на своём округе — такой бюджет принимать нельзя».
Антон Лобач, депутат по избирательному округу № 12:
«Мы слышали много статистических цифр, прогнозов, но вся суть бюджета сводится к одной простой вещи — на полтора миллиарда уменьшаются расходы, соответственно приблизительно на эту сумму уменьшается экономика города. На основании этого мой прогноз — НДФЛ на 1% снизится. Говорить о каком-то росте НДФЛ в рамках 6 процентов, как сообщает Минэкономразвития, не приходится. Поэтому я призываю к доходам отнестись более педантично. И не стоит говорить, что мы, как и вся Россия, будем развиваться. Мы будем развиваться хуже. У нас намечается очень серьёзная рецессия на следующий год. И вывод отсюда может быть только один — нужно искать деньги. А если мы их искать не умеем, то нужно отбросить всякие амбициии сказать новгородцам о том, что будет всё хуже и хуже на протяжении трёхлетнего бюджета. Собственно, поддерживать этот бюджет я не вижу смысла, так как в нём кроме нормативных публичных обязательств управляемые суммы составляют мизерную долю. По моему мнению, нет экономической разницы в том, что идти по одной двенадцатой расходов или работать по этому бюджету. Наш бюджет превратился из инструмента социально-экономического развития города в просто формальную бумажку, в которой нет никакого манёвра. Мы считаем доходы, считаем, на что хватит. Но не хватает на самое основное».
Елена Михайлова, депутат по избирательному одномандатному округу № 2:
«Какие действия были предприняты мэрией в течение года, зная, что бюджет 2017 года будет более, чем напряжённый, возможно, дефолтный, для того, чтобы не оставлять городские учреждения без финансирования, назначив их в виде жертв, для того, чтобы найти для них источники финансирования? Какие действия производились в адрес структур, оставленных без финансирования? Это первый вопрос. Второй. На 12 декабря назначены публичные слушания. Очевидно, что они пройдут в том же формате, как и ежегодно: будут выходить представители социальных групп, просить, чтобы сохранили те или иные льготы, возможности финансирования. И это ни к чему не приведёт, потому что нам не из чего учитывать их пожелания. Я предложила три дня назад, чтобы мэрия вышла и поговорила с новгородцами о том, какой логикой она пользуется, отменяя те или иные льготы, решения по финансированию. Потому что пока объясняться с населением приходится кому угодно, только не мэрии. Этим занимаюсь я, как депутат, журналисты, которые бывают на наших комиссиях. И только мэрия хранит молчание, ждёт 12 декабря, чтобы отказать людям в просьбах о льготах. На какое число будут назначены и будут ли назначены эти публичные консультации, где городская власть расскажет населению о том, как она будет строить жизнь Великого Новгорода в течение 2017 года?»
Юрий Весельев, депутат по избирательному округу № 14:
«Это мой первый городской бюджет, который я видел перед собой. В настоящее время я получаю дополнительное образование конкурсного управляющего и очень много интересных вещей я оттуда почерпнул. Читаю про банкротство компаний, наблюдаю за динамикой, как это происходит и почему. Я вижу, что в бюджете мы идем к большой минусовой составляющей, которая как снежный ком будет накапливаться не только в 2017—2018 годах, но и далее. Мне грустно осознавать, что я вынужден идти в общество и объяснять избирателям, почему не хватает финансирования на те или иные мероприятия. Например, 31-я школа просит провести горячую воду под гарантийные обязательства, просят найти спонсора, они готовы написать гарантийное письмо о том, что оплатят счета в 2017 году. Но я не уверен, что город это сможет сделать. Нам необходимо собирать согласительную комиссию, необходимо общаться с правительством области, с областными депутатами, бить в колокол для того, чтобы эту ситуацию разрешить».