Комиссии Думы обсуждают вопросы повестки ближайшего заседания
Постоянные комиссии Думы Великого Новгорода начали обсуждение вопросов повестки ближайшего заседания. Сегодня, 21 сентября, прошло заседание комиссий по антикоррупционной экспертизе и по законодательству и местному самоуправлению.
Депутаты выступили категорически против повышения налога на имущество, предлагаемого мэрией. Как говорится в пояснительной записке к соответствующему проекту решения Думы, в настоящее время в Великом Новгороде ставки по налогу на имущество физических лиц приняты в пониженном размере. При анализе платежей 2016 года установлено, что имеет место выпадение доходов по объектам, с которых при исчислении налога с инвентаризационной стоимости оплачивался налог по повышенным ставкам. Администрация города предлагает применить дифференцированную шкалу в зависимости от стоимости объекта налогообложения от 0,1% по 0,3%. Кроме того, предлагается увеличить ставки налога на имущество физических лиц, подлежащего уплате собственниками жилых домов единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы одно жилое помещение (жилой дом), а также гаражей и машиномест с 0,1% до 0,3%. По словам председателя комитета финансов города Елены Медеевой, реализация данного проекта повлечёт за собой поступление дополнительных доходов бюджета Великого Новгорода в размере 19,6 млн. рублей.
Вице-спикер Константин Демидов при обсуждении документа перевёл ставки налога в конкретные цифры:
«Например, владелец средненькой четырехкомантной квартиры по конкретному адресу в 2016 году заплатил 1 657 руб., в 2017 году — уже по новой системе — раскошелился на 2299 руб., а если будет платить так, как просит администрация, то в следующем году его кошелек похудеет на 4598 руб. Владельцам среднестатистической „трёшки“ в панельном доме вместо нынешних восьмисот с небольших рублей будет предложено уплатить куда больше тысячи. А ведь покупают такие квартиры люди отнюдь не избалованные доходами — в ипотеку, да ещё с детьми, которых надо и в школу собрать, и на детский сад пожертвовать. Уж молчу про средний (замечу, не богатый, а именно средний) класс, отдельные представители которого взяли на себя смелость купить или построить коттедж. Им предлагают платить в три раза больше. Опять же взял для примера конкретный коттедж по конкретному адресу. Если платить по нынешней системе, то будет где-то 16 тысяч налога в год — не очень мало, но посильно, а по предложению администрации налог подберется к 50 тысячам! Это уже куда больше даже средней зарплаты, на которую, по идее, и должен жить средний класс».
Он отметил, что пока подводить итоги применения новой системы налогообложения рано. По налоговому кодексу сейчас идёт переходный период, который растянут на 4 года. За первый год к налогу применяется понижающий коэффициент в 0,2, за второй — 0,4, за третий — 06, за четвертый — 08. И только с пятого налогового периода налог заработает в полную силу. Вот только тогда, по мнению Демидова, и можно будет оценить истинные доходы или выпадения из бюджета. Ставки налога, которые мэрия в документе называет пониженными, по его словам, в трактовке закона обозначены, как базовые.
«У нас что, люди лучше жить стали, раз мы к ним в карман полезли?» — возмутился депутат Михаил Панов.
«Налог должен быть справедливым. Если налоги будут расти, люди перестанут платить их. Вы хотите получить больше, а получите меньше», — сказал Владимир Данилов.
Вице-спикер Евгений Кузиков посоветовал мэрии перед принятием решения изучить ситуацию с налогом на имущество не только в городах, схожих по численности населения с Великим Новгородом, но и по такому критерию, как доходы населения и доходная часть бюджета.
В ходе заседания депутаты также обсудили внесение изменений в Устав города. В связи с большим количеством изменений, внесённых в Устав Великого Новгорода за последние 10 лет, его структура утратила последовательность и логичность. По этой причине было принято решение подготовить новую редакцию документа. Основные корректировки связаны с изменениями в областном законодательстве, определяющем порядок избрания главы городского округа. Проект Устава подготовлен с учётом прошедших 7 сентября 2017 года публичных слушаний. Члены комиссии поддержали проект Устава за исключением поправки Администрации города, в которой предполагалось лишить Думу Великого Новгорода возможности согласовывать схему размещения нестационарных торговых объектов.
Депутаты обсудили проект решения об утверждении Порядка проведения конкурса по отбору кандидатур на должность Главы города. Документ был подготовлен в связи с изменениями в Устав города, предусматривающими избрание Мэра по результатам конкурса Думой Великого Новгорода из числа кандидатур, представленных конкурсной комиссией. Порядком определены условия проведения конкурса, формирование и полномочия конкурсной комиссии, требования, предъявляемые к кандидатам, механизм определения победителей и порядок избрания Главы города. Ранее данный Порядок уже обсудили члены дискуссионного клуба «Великий Новгород», проведены различные согласования. Все их пожелания учтены при внесении поправки к документу.
Как следует из последней редакции документа, проводить и организовывать конкурс будет комиссия из 40 человек, формируемая решением Думы Великого Новгорода. При формировании конкурсной комиссии половина ее членов назначается из числа депутатов Думы Великого Новгорода, половина — Губернатором Новгородской области. Заседания конкурсной комиссии будут проходить гласно и носить открытый характер. Информация о кандидатах будет размещена на сайте Думы Великого Новгорода. Общим критерием оценки кандидатов при проведении конкурса является их профессиональное образование, и (или) профессиональные знания и навыки, которые являются предпочтительными для осуществления Мэром Великого Новгорода полномочий по решению вопросов местного значения. Наличие высшего образования не ниже уровня специалитета, магистратуры является предпочтительным требованием. К числу наиболее значимых знаний, навыков и умений, необходимых для исполнения полномочий Мэра Великого Новгорода и определяющих его профессиональный уровень, относятся: практические знания, умения, навыки, обуславливающие профессиональную компетентность (знания о направлениях деятельности городского округа, состоянии и проблемах его развития, навыки долгосрочного планирования и системного мышления, умение прогнозировать возникновение проблемных ситуаций, выявлять новые тенденции в практике государственного и муниципального управления, совершенствовать неэффективные процедуры, оптимально распределять и использовать имеющиеся ресурсы и др.), знания и умения в области работы с нормативными и правовыми актами, коммуникативные навыки.
Согласно документу, при голосовании за кандидатов каждый член конкурсной комиссии сможет отдать свой голос «за» или «против» одного, нескольких или всех кандидатов. Голосование по кандидатурам будет осуществляться путем заполнения именных бюллетеней. По результатам голосования на основании рейтинга кандидатов будет сформирован ранжированный список из двух частей. В первую часть будут включены кандидаты, набравшие большинство голосов, поданных «за» их кандидатуру, во вторую часть списка попадут все остальные кандидаты. Кандидатами, представляемыми конкурсной комиссией в Думу Великого Новгорода для проведения голосования станут кандидаты из первой половины списка. В случае, если ней окажется только один кандидат, вторым кандидатом будет считаться кандидат из второй половины списка с наибольшим количеством голосов, поданных «за» его кандидатуру. При избрании Мэра Великого Новгорода депутатами Думы Великого Новгорода решение будет приниматься тайно большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов. При голосовании каждый депутат может отдать свой голос только за одну кандидатуру.
Отдельно в поправке к вышеуказанному документу прописан Порядок формирования части конкурсной комиссии от Думы Великого Новгорода после прекращения полномочий Мэра Великого Новгорода, избранного до вступления в силу областного закона