26 апреля 2024 10:25
+5º

Экспертная оценка: вернуть покой горожанам поможет новый закон об административных правонарушениях

22 января 2016

В одной старой известной песенке из всей честной компании «никто и не думал шуметь: Вася — пел, ведь нельзя же не петь», а все остальные дружно заглушали его скрипучий голос — кто стучал, кто гремел, кто гудел, чтобы он, то есть Вася, не смущался и пел. Всем было очень весело, кроме соседки, которая почему-то возражала против шума.

К сожалению в Новгородской области в настоящее время «не смущаться и петь» можно вполне себе комфортно. 23 октября 2013 года решением областных думцев нынешнего созыва действия по нарушению тишины и покоя граждан в ночное время были, так сказать, «декриминализированы». Проще говоря, была исключена ранее существовавшая статья об административной ответственности за это в виде небольшого — всего до пятисот рублей — штрафа.

Не будем спорить о законности принятого решения и роли того или иного ведомства в его принятии. Известно, что различными судами, в том числе и Верховным Судом России, был принят ряд решений, по которым предписывалось исключить из областных законов некоторых субъектов Федерации целый ряд составов административных правонарушений, а заодно и положения, обязывающие органы полиции составлять на нарушителей областных законов административные протоколы. По мнению правоохранителей, это противоречит федеральному законодательству. Результат оказался плачевным — из-за неразберихи в разграничении компетенции между уровнями власти степень защиты прав граждан, в том числе и на тишину и покой в ночное время, реально уменьшилась.

Но сами права никуда не делись, поскольку, как и раньше, нарушать покой соседей не разрешает Жилищный кодекс (ст.30), Гражданский кодекс (ст.293), а также санитарные правила, некоторые из которых (например, 03.08.1984 N 3077−84) утверждены ещё во времена СССР и предписывают «жителям городов и других населенных пунктов… соблюдать тишину в помещениях жилых и общественных зданий, на площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, санаториев, домов отдыха, пансионатов, в местах отдыха населения, парках, скверах и т. д.».

Вот только защищать свои права от беспокойных соседей без соответствующей административной статьи куда как сложнее. Если действия дебоширящих соседей квалифицировать как нарушение санитарных правил, то протокол об этом должны составлять органы Роспотребнадзора, которые, как назло, в обычное для дебоширов время — глубокой ночью — не работают. Защищать свои права в гражданском порядке тихим соседям тоже проблематично. Для этого нужно собрать солидную доказательную базу, обратиться в городскую администрацию, чтобы вначале вынесли предупреждение распоясавшимся соседям, после чего только можно будет ставить вопрос в суде в гражданско-правовом порядке о… выселении таких соседей. Не очень хороший способ, если учесть, что в большинстве случаев соседи, хоть и весьма рассерженные, вовсе не мечтают о таких радикальных способах, а хотят всего лишь приструнить не в меру и не вовремя развеселившихся обитателей жилых помещений.

Но, кажется, свет в конце тоннеля появился. На январскую думу внесен проект нового областного закона об административных правонарушениях. И в нём опять появляется статья об ответственности за нарушение тишины и покоя граждан в ночное время. Как водится, «по многочисленным просьбам трудящихся». Об этом прямо и указано в пояснительной записке: «на территории Новгородской области участились жалобы граждан по фактам нарушения тишины и покоя в ночное время. В 2011 году органами полиции задокументировано 528 подобных правонарушений, в 2012 году — 668 правонарушений, в первом полугодии 2013 года — 469 правонарушений. Своевременное реагирование на нарушения, посягающие на права и покой граждан, позволит предупредить значительное число более тяжких правонарушений и станет основой для дальнейшей работы по поддержанию покоя граждан и правопорядка в общественных местах». Совершенно справедливо сказано.

Кстати, проект разработан с учетом предложений УМВД России по Новгородской области о целесообразности включения в областной закон статей, устанавливающих административную ответственность за правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность.

Заметьте, какая была динамика выявленных правонарушений по статье о тишине — количество зафиксированных нарушений (а стало быть, привлеченных к ответственности нарушителей) росло. То есть, несмотря на все трудности в составлении протоколов, закон реально работал.

Парадокс, но после отмены закона, когда обязанности с полиции по составлению протоколов вроде бы сняли — работы у правоохранителей не убавилось. Ведь дебоширы никуда не делись. Никуда не делись и граждане, которым они мешают. Куда в таких случаях обращались? Правильно, в полицию. Которая, надо отдать должное, на такие обращения и реагировала, и продолжает реагировать, правда, вместо протокола ограничиваясь теперь «профилактическими беседами», действующими не так эффективно, как наказание рублём. Поэтому возвращение статьи о тишине, похоже, окажется одинаково желанным и для граждан, которые будут осознавать, что их право на спокойный отдых находится под защитой закона, и для правоохранителей, которые будут реагировать на нарушителей тишины не только уговорами и призывами к совести, а и той самой властью, которую и следует в таких случаях употребить.

Смущает, правда, размер предполагаемых санкций. Для граждан — штраф от пятисот до одной тысячи пятисот рублей; на индивидуальных предпринимателей, юридических и должностных лиц — от двух тысяч рублей до двух тысяч пятисот рублей. Поющим и гремящим «васям» с верхнего этажа, наверное, вполне будет достаточно, а вот что касается лиц юридических — большие сомнения, что размер штрафа будет действенным. Ведь юридические лица обычно не поют и пляшут (хотя такое тоже случается, когда они организуют концерты), а шумят, как говорится, по-крупному: например, что-нибудь строят или ремонтируют в ночное время у вас под окнами. Вряд ли их смутит штраф в две с половиной тысячи, если на кону — многомиллионный объект. Такие штрафы они могут платить хоть каждый день — на строительной смете это сильно не скажется.

Наверное, есть смысл приравнять наказание для этих лиц к «общей» статье за нарушение областных и муниципальных нормативных актов — от пятидесяти до ста тысяч рублей. Это было бы более чувствительным. Ещё не поздно областным законодателям внести соответствующие поправки.

Кстати, в новом проекте предполагается вернуть и «старую» статью об ответственности за допущение нахождения несовершеннолетних в ночное время в общественных местах без сопровождения взрослых. В прежние времена, когда эта статья работала, принятые меры позволили сократить число преступлений, совершенных несовершеннолетними в ночное время со 121 в 2009 году до 41 в 2013 году (или на 66,1%).Со снижением числа подростков, проводящих ночью время на улицах и других общественных местах, сократилось число противоправных деяний в отношении несовершеннолетних с 472 до 288 (или на 38,9%). Цифры, как говорится, говорят сами за себя.

Должен пополниться закон и ещё одной статьёй — об ответственности за нарушение правил содержания домашних животных (в части выгула собак без поводка и (или) намордника (за исключением комнатных декоративных пород собак) в общественных местах). За это предполагается предупреждать или штрафовать: граждан в размере от двух тысяч рублей до трех тысяч рублей; должностных лиц — от пяти тысяч рублей до десяти тысяч рублей; юридических лиц — от двадцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей. (Здесь, как говорится, почувствуйте разницу с размером штрафа за нарушение тишины.)

Очень надеюсь, что областные депутаты примут внесенный проект закона и порадуют своих законопослушных избирателей нужным и полезным для них нормотворчеством.

Константин Демидов

(Материал опубликован в «Новой новгородской газете» № 3 (855) от 20 января 2016 года)



Наверх