6 мая 2024 4:35
+5º

Анна Черепанова внесла предложения в проект федерального закона о местном самоуправлении

28 января 2022

На состоявшихся 25 и 28 января заседаниях Совета Думы Великого Новгорода депутаты обсудили проект федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти». Руководители депутатских объединений и постоянных комиссий рассмотрели общие положения законопроекта и внесли ряд отзывов и замечаний. Руководитель фракции «Яблоко» Анна Черепанова представила свой пакет предложений, которые были изложены в отдельном документе:

«1. Частью 2 статьи 9 законопроекта предусмотрено только три вида муниципальных образований: городской округ, муниципальный округ, внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения. Считаем необходимым сохранить муниципальные образования поселенческого уровня, в связи с чем дополнить часть 2 статьи 9 следующими абзацами:

4) городское поселение;

5) сельское поселение».

2. Включить в федеральный закон определение понятия «вопросы местного значения».

3. Перечень полномочий по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения установлен пунктом 1 статьи 32. Пунктом 2 этой же статьи предусмотрено, что в целях обеспечения жизнедеятельности населения законом субъекта Российской Федерации за органами местного самоуправления могут закрепляться еще ряд полномочий, которые являются т. н. перераспределенными. Использование законодателем определений «полномочия по решению вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения» в пункте 1, «полномочия по решению вопросов обеспечения жизнедеятельности населения» в пункте 2 статьи 32, «перераспределенные полномочия» в пункте 3 статьи 32 не вносит ясности в правовую природу этих полномочий и не решает вопрос с их финансированием.

Кроме того:

 — не ясно по каким критериям будет приниматься решение о закреплении полномочий, что поставит муниципальные образования как в разных субъектах, так и внутри одного субъекта, в неравное положение, когда за одним муниципальным образованием закрепят все 28 возможных полномочий, а за другим ни одного;

 — пунктом 4 статьи 6 ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» предусмотрено закрепление полномочий именно за органами местного самоуправления, а не за органами государственной власти субъекта, как предлагается в проекте;

— нет механизма согласования с органами местного самоуправления перераспределения полномочий;

— не ясен принцип отнесения полномочий к т. н. «перераспределенным»;

-необходимо продублировать порядок перераспределения полномочий, установленный статьей 6 ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации».

Предлагаем закрепить за органами местного самоуправления городских округов исполнение предусмотренных и частью 1, и частью 2 статьи 32 полномочий (55 полномочий). Оставить действующую редакцию части 1.2. статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», предусматривающую возможность перераспределения полномочий органов местного самоуправления только в случаях, установленных федеральными законами. Также, считаем необходимым предусмотреть механизм учета мнения органов местного самоуправления по вопросу перераспределения полномочий на уровень государственной власти субъектов РФ. Свое согласие на перераспределение полномочий должны дать как представительный орган власти, так и Глава муниципального образования.

Полномочия могут перераспределяться от органов местного самоуправления органам государственной власти субъекта Российской Федерации (без изменения их статуса и только временно) при наличии объективных обстоятельств согласно критериям, установленным федеральным законодательством.

Относительно самих полномочий:

-сохраняется используемая в действующей редакции формулировка «создание условий», являющаяся неопределенной и вызывающая проблемы при применении;

-формулировку пункта 6 части 1 статьи 32 необходимо привести в соответствие со статьей 132 Конституции РФ — «обеспечение в пределах своей компетенции доступности медицинской помощи»;

-необходимо уточнить формулировку пункта 11 части 1 — «развитие внутридворовых территорий».

4. Статью 33. «Осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий» дополнить положением о необходимости получения согласия органа местного самоуправления на исполнение государственных полномочий.

5. Частью 2 статьи 19 законопроекта предусмотрено три способа избрания главы муниципального образования:

1) на муниципальных выборах;

2) представительным органом муниципального образования из своего состава;

Предлагаем пункт 3 части 2 статьи 19 изложить в редакции: «3) представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса».

Кроме того, предлагаем дополнить часть 2 статьи 19 абзацем следующего содержания: «Законом субъекта Российской Федерации устанавливается не менее двух способов избрания главы муниципального образования, одним из которых должны быть муниципальные выборы».

6. Пунктом 3 части 1 статьи 21 законопроекта предусмотрено досрочное прекращение полномочий главы муниципального образования в связи с утратой доверия Президента Российской Федерации. Считаем, что необходимо дополнить статью 21 основаниями для утраты доверия Президента и возможности его обжалования.

7. Пунктом 6 части 3 статьи 21 законопроекта одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку установлено систематическое недостижение показателей эффективности органов местного самоуправления. Необходимо раскрыть понятие «систематическое», например, недостижение в течение двух лет подряд более 50 процентов показателей.

8. Необходимо оставить право главы муниципального образования представить в письменном виде свое особое мнение в случае несогласия с решением об удалении его в отставку. Предлагаем дополнить часть 13 статьи 21 следующим абзацем: «В случае, если глава муниципального образования не согласен с решением представительного органа муниципального образования об удалении его в отставку, он вправе в письменном виде изложить свое особое мнение.», а часть 14 следующим абзацем: «В случае, если глава муниципального образования в письменном виде изложил свое особое мнение по вопросу удаления его в отставку, оно подлежит опубликованию (обнародованию) одновременно с указанным решением представительного органа муниципального образования.

9. Статьей 27 законопроекта значительно усложняется процедура встреч депутата с избирателями. Предлагаем сохранить существующую в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» редакцию норм, регулирующих организацию и проведение встреч депутата с избирателями.

10. Частью 9 статьи 29 законопроекта устанавливается недопустимость привлечения к уголовной или административной ответственности лиц, замещающих муниципальную должность, за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу лица, замещающего муниципальную должность, в том числе по истечении срока их полномочий. Необходимо определить какие действия, соответствующие статусу лица, замещающего муниципальную должность, имеются в виду.

11. Исключить часть 7 статьи 29, предусматривающую право высшего должностного лица субъекта Российской Федерации выносить предупреждение, объявлять выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за ненадлежащее исполнение или неисполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъекта Российской Федерации. Критерии ненадлежащего исполнения обязанностей в законе не указаны. Государственные органы власти могут вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления лишь при незаконности последней и только при посредстве суда.

12. В части 4 статьи 30 законопроекта необходимо устранить возможность субъективного принятия решения высшим должностным лицом субъекта об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации за непринятие мер по исполнению решения суда. Предлагаем по аналогии со статьей 17 определить, что факт непринятия мер устанавливается судом.

Исключить часть 6 статьи 30, предусматривающую возможность отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации в случае, если в течение месяца со дня вынесения высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации предупреждения, объявления выговора главе муниципального образования, главе местной администрации в соответствии с частью 7 статьи 29 настоящего Федерального закона главой муниципального образования, главой местной администрации не были приняты в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения ему предупреждения объявления выговора. Государственные органы власти могут вмешиваться в деятельность органа местного самоуправления лишь при незаконности последней и только при посредстве суда.

13. Предлагаем дополнить часть 2 статьи 47 пунктом следующего содержания: «4) проект стратегии социально-экономического развития муниципального образования

14. Часть 3 статьи 56 противоречит части 6 статьи 17, так как носит императивный характер, тогда как в статье 17 предусмотрено досрочное прекращение полномочий представительного органа только при условии наличия такой нормы в уставе, а также статьям 21, 23, не предусматривающим такого основания для досрочного прекращения полномочий главы муниципального образования или главы местной администрации. Предлагаем исключить часть 3 статьи 56 законопроекта».



Наверх