25 апреля 2024 12:58
+5º

Доклад Алексея Митюнова на заседании совета по местному самоуправлению при Новгородской областной Думе о прекращении осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий

26 августа 2020

Фото информационного управления Новгородской областной Думы
Фото информационного управления Новгородской областной Думы

Уважаемая Елена Владимировна!

Уважаемые коллеги!

Уважаемые участники заседания Совета по местному самоуправлению!

На заседании комиссии по законодательству и местному самоуправлению Думы Великого Новгорода 21 августа текущего года была рассмотрена информация о подготовке управлением Администрации Губернатора Новгородской области по вопросам безопасности законодательной инициативы о прекращении осуществления органами местного самоуправления муниципальных районов Новгородской области отдельных государственных полномочий и о внесении изменений в областной закон от 31.03.2014 № 524 «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Новгородской области в сфере административных правонарушений», а также законодательной инициативы о внесении изменений в областной закон от 01.02.2016 года № 914-ФЗ «Об административных правонарушениях». В ходе обсуждения была высказана позиция депутатов, схожая с позицией Администрации Великого Новгорода, которая не согласовала оба проекта.

Речь идёт о следующих предложениях разработчика данных законопроектов, выносимых на рассмотрение областных законодателей и непосредственно касающихся деятельности органов местного самоуправления по реализации административного законодательства:

—  упразднение административных комиссий в муниципальных образованиях;

—  передача административных дел по статьям закона, отнесённым к компетенции административных комиссий, на рассмотрение мировым судьям;

—  перераспределение денежных средств, предусмотренных в областном бюджете на осуществление деятельности административных комиссий, на создание нового структурного подразделения по административному производству при Администрации Губернатора Новгородской области.

Инициаторы законопроектов информируют, что необходимость их принятия обусловлена результатами анализа деятельности административных комиссий в муниципальных районах и Великом Новгороде. К сожалению, мы не располагаем каким-либо документом, содержащим анализ, на основе которого можно сделать выводы о неэффективности деятельности комиссий. Более того, рассматривая деятельность административной комиссии Великого Новгорода, напрашиваются обратные выводы.

В своё время административные комиссии были созданы с целью разгрузить мировые суды. Что и произошло. Так за период с 2015 по 2019 год административной комиссии Великого Новгорода были рассмотрены 4684 материала, то есть около 1000 в год. Все они рассмотрены оперативно и в установленные законодательством сроки, осуществлён контроль за исполнением каждого из принятых решений. Налажено взаимодействие с Управлением Федеральной службы судебных приставов в различных субъектах России, направленное на максимальное взыскание штрафов, наложенных комиссией. Это позволило ежегодно пополнять бюджет в среднем на 2,5 миллиона рублей, а в 2018 году эта цифра достигла почти 5 миллионов рублей.

Комиссия является коллегиальным органом и принимает решения, исходя из плюрализма мнений. Принцип её комплектования подразумевает включение в её состав специалистов, обладающих необходимыми знаниями и компетенциями, представляющих органы власти различных уровней и органы местного самоуправления, депутатов Думы Великого Новгорода, представляющих жителей города и выражающих их интересы. Члены комиссии имеют высшее образование, значительная их часть — высшее юридическое. Эти обстоятельства обуславливают объективность принимаемых решений.

Таким образом, встаёт резонный вопрос: а стоит ли ломать то, что отлажено и хорошо работает? При этом появляются определённые риски — смогут ли мировые судьи:

—  во-первых, оперативно рассматривать дела об административных правонарушениях, имеющих непосредственное отношение к вопросам жизни муниципалитетов;

—  во-вторых, принимать наиболее объективные решения;

—  в-третьих, контролировать их исполнение;

—  в-четвёртых, вырабатывать и рекомендовать меры, направленные на устранение причин и условий, способствовавших совершению правонарушений, контролировать принятие таких мер.

Для мировых судов административные дела, поступавшие от органов местного самоуправления, являлись и при принятии рассматриваемых законопроектов будут являться лишь частью обширного потока дел, возбужденных по многим иным основаниям. В свою очередь органы местного самоуправления в силу своего предназначения напрямую заинтересованы в принятии оперативного и объективного решения по делу в целях эффективной реализации своих полномочий и защиты интересов населения и местных сообществ.

Признаюсь, что для меня не понятно предложение инициаторов законопроекта о наделении полномочиями по составлению протоколов по широкому перечню статей областного закона «Об административных правонарушениях» должностных лиц отдела по административному производству управления Администрации Губернатора Новгородской области по вопросам безопасности. При этом такие же полномочия останутся и у должностных лиц органов местного самоуправления. Не ясно, как они будут делить между собой зоны ответственности, и если это не предусмотрено, то, с одной стороны, не будет ли как в поговорке про дитя с семью няньками, а с другой — не будут ли возникать ситуации составления двух протоколов за одно правонарушение?

Возможно это непонимание могло бы быть развеяно, если бы имелась информация о целях создания отдела по административному производству, его функциях, механизмах их реализации, порядке взаимодействия с органами местного самоуправления.

Учитывая изложенные выше обстоятельства, считаю необходимым осуществить всесторонний и объективный анализ сложившегося порядка реализации административного законодательства органами местного самоуправления, прежде, чем кардинально менять его. Именно на основе этого анализа депутаты Новгородской областной Думы смогут принять взвешенное и правильное решение по предлагаемым им законодательным инициативам.

По моему мнению в настоящее время именно такой порядок даёт главам администраций серьёзный инструмент по оперативному наведению порядка на вверенных территориях. Безусловно, для его эффективного использования необходимо принятие дополнительных управленческих решений, исходя из имеющихся ресурсов. Например, укрупнение подразделений, исполняющих контрольно-административные функции, создание нормативных основ для повышения эффективности их деятельности. Так в областном центре сейчас разрабатывается проект постановления о принудительной эвакуации транспортных средств, признанных бесхозяйными. Но, как говорится, это уже другая возможная тема наших обсуждений.

Спасибо за внимание.



Наверх