29 марта 2024 10:41
+5º

Доклад Алексея Митюнова на заседании совета по местному самоуправлению при Новгородской областной Думе об эффективности деятельности органов внутренних дел

26 августа 2020

Фото информационного управления Новгородской областной Думы
Фото информационного управления Новгородской областной Думы

Уважаемая Елена Владимировна!

Уважаемые коллеги!

Уважаемые участники заседания Совета по местному самоуправлению.

В соответствии со ст. 132 Конституции РФ охрана общественного порядка — это одна из функций органов местного самоуправления. Конституционное положение о том, что они вправе самостоятельно осуществлять охрану общественного порядка развивается в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». В нём охрана общественного порядка названа вопросом местного значения и отнесена к ведению муниципальных образований. В период реформирования милиции в полицию рассматривалась идея создания в стране нового органа — муниципальной милиции — органа, посредством которого муниципалитеты реализовывали бы функцию охраны общественного порядка. Однако, эта идея не была реализована. В настоящее время существует множество барьеров, препятствующих созданию такого органа. С одной стороны — это несовершенство законодательства, с другой — отсутствие у большинства органов местного самоуправления финансовых и административных ресурсов для обеспечения деятельности муниципальной милиции.

В связи с этим сегодня в каждом муниципальном образовании имеется ясно выраженная потребность в деятельности правоохранительных органов по охране общественного порядка, которая наиболее полно отвечала бы интересам населения конкретных территорий. Вместе с тем, в складывающихся объективных условиях органы местного самоуправления, не имея возможности каким-либо образом регулировать деятельность правоохранительных органов, всё же вправе давать некую оценку этой деятельности и обозначать так называемые болевые точки. На заседании круглого стола «Система взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», организованного и проведённого Общественным советом при Администрации Великого Новгорода, было принято решение обратиться к председателю Новгородской областной Думы с предложением включить в повестку Совета по местному самоуправлению при Новгородской областной Думе вопрос «Об эффективности деятельности органов внутренних дел по охране общественного порядка и профилактике противоправного поведения в муниципальных районах Новгородской области и городском округе Великий Новгород». В ходе круглого стола представителями общественности был очерчен круг проблемных вопросов реализации данного направления деятельности.

Основной причиной необходимости рассмотрения этого вопроса является недостаточная удовлетворённость части населения фактическим состоянием охраны общественного порядка. Об этом свидетельствуют анализ сообщений, оставляемых гражданами в социальных сетях, обращения к депутатам, а также ряд иных факторов. Безусловно, за последние годы многое изменилось в лучшую сторону, например, не так остро, как ранее стоит проблема уличной преступности. И вместе с тем есть вопросы, требующие решения.

Так с каждым днём обостряется проблема бытовых правонарушений, которые не меньше, образно говоря, «отравляют» жизнь наших земляков. Приведу пример из собственной депутатской практики. В моём округе в Великом Новгороде в доме 31 корпус 1 по проспекту Мира размещается кальян-бар. После признания недействующей статьи 7−1 областного закона Новгородской области от 01.02.2016 года № 914-ОЗ «Об административных правонарушениях» он функционирует на вполне законных основаниях. Его посетителями порой являются компании, которые в любое время дня и ночи ведут себя шумно как в самом заведении, так и на прилегающей к нему территории, выражаются грубой нецензурной бранью, устраивают потасовки между собой, здесь же справляют свои естественные надобности. И это продолжается на протяжении более двух лет при более чем настойчивом противодействии жильцов этого и близлежащего дома, выражающемся в регулярных обращениях в дежурную часть городского управления полиции по телефону 112, непосредственно к участковому уполномоченному полиции, руководству управления, ко мне как депутату.

И таких болевых точек в каждом муниципальном образовании можно назвать в большом количестве. Среди них так называемые «наливайки» — псевдоточки общественного питания, осуществляющие продажу алкоголя в круглосуточном режиме. При этом мы отчётливо понимаем, что сложившаяся ситуация — это не вина полиции, а скорее её беда. С одной стороны, проблема заключается в ограниченности арсенала правоохранительных мер по пресечению и профилактике ряда действий, нарушающих спокойствие наших сограждан. Так по-прежнему остаётся нерабочей статья 6 «Нарушение тишины и покоя граждан» областного закона от 01.02.2016 № 914-ОЗ «Об административных правонарушениях», так как должностным лицам органов внутренних дел не переданы полномочия по составлению протоколов об административных правонарушениях по этой статье. На моё обращение к Губернатору Новгородской области Никитину А. С. получен ответ, что этого по объективным причинам не произойдёт.

С другой стороны, острой является проблема недостаточного количества нарядов, несущих службу по охране общественного порядка и способных в кротчайшее время прибыть на место и выявить правонарушителей. Видится недостаточным количество сотрудников и в ряде других подразделений полиции. В период реформирования органов внутренних дел штатная численность большинства подразделений была значительно сокращена. Так, в подразделениях по делам несовершеннолетних численность сотрудников сократилась почти в три раза. Безусловно, таким количеством специалистов данного профиля сложно эффективно решать крайне широкий спектр задач, стоящих перед ними. Особенно в условиях растущего нигилизма и потребительского отношения к обществу подрастающего поколения в купе с низким уровнем воспитательного воздействия со стороны родителей. А ведь органы внутренних дел являются одним из важнейших субъектов профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних. К сожалению, в последнее время мы всё чаще получаем информацию о резонансных происшествиях с участием несовершеннолетних, совершённых ими преступлениях, случаях суицида.

Есть нарекания населения по оперативности и качеству реагирования участковыми уполномоченными, сотрудниками патрульно-постовой службы. Самой явной причиной этого также является кадровая проблема.

Кроме того, имеет место некомплект аттестованного состава полиции. По словам министра МВД, за последние пять лет он увеличился почти в два раза.

В условиях, когда сил полиции недостаточно для полноценного контроля ситуации на всей территории муниципального образования, по нашему мнению, подспорьем могут стать общественные объединения правоохранительной направленности. С принятием Федерального закона от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» в нашем регионе стали появляться добровольные народные дружины. В бюджетах ряда муниципальных образований ежегодно предусматриваются средства для организации их деятельности. Однако, они фактически являются придатком органа внутренних дел, в большинстве своём работая совместно с нарядами ППС на маршрутах их патрулирования, и фактически, на криминогенную обстановку никак не влияя. Полагаем, что необходимо провести анализ эффективности работы ДНД, возможно внести коррективы, а также рассмотреть возможность создания и использования и иных общественных объединений правоохранительной направленности, практикующих относительно «мягкие» формы участия населения в правоохранительной деятельности, например, пропагандистов правовых знаний, общественных воспитателей несовершеннолетних, активистов организаций, осуществляющих контроль за порядком по месту жительства, а также самодеятельных групп граждан по охране своего имущества, например внутридворовых парковок личного автотранспорта. Безусловно, это потребует привлечения дополнительных ресурсов как со стороны МВД, так и органов местного самоуправления.

Ещё одним резервом для деятельности по охране общественного порядка видится применение современных средств мониторинга, средств обеспечения безопасности, механизмов анализа накопленных данных и оперативного реагирования. В этом плане современным техническим решением стало внедрение уникальной электронной системы — аппаратно-программного комплекса «Безопасный город». По замыслу «Безопасный город» — это своеобразное покрытие города видеосетью с выведением мониторов во все заинтересованные службы.

(Для справки: главными целями комплекса по обеспечению безопасности населения городской среды являются:

— обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности;

— повышение эффективности действий оперативных служб: МВД, МЧС, ГИБДД и др., координация их действий;

— пресечение антисоциального поведения и вандализма;

— возможность оперативного получения информации с объектов города и доступа к видеоархивам;

— усиление защищенности стратегически важных объектов города;

— повышение скорости оповещения и предоставления актуальной информации населению об угрозе возникновения кризисных ситуаций.

На территории Новгородской области реализация разработанного проекта осуществляется в рамках государственной программы «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах на территории Новгородской области на 2014 — 2017 годы». В настоящее время разработана подпрограмма «Построение (развитие) аппаратно-программного комплекса „Безопасный город“ на территории Новгородской области на 2016−2020 годы»).

На уникальную электронную систему были возложены большие надежды по повышению безопасности городских улиц, к тому же она обладает очень важным преимуществом — это профилактический эффект, который достигается открытым размещением видеокамер и информированием населения о насыщении городской инфраструктуры системами визуального контроля.

Однако, по всей видимости, и эта система требует усовершенствования. Об этом говорят факты совершения резонансных правонарушений в местах массового скопления населения в Великом Новгороде, где, казалось бы, должны быть установлены камеры наблюдения в первую очередь. Например, недавний факт вандализма в центре Кремлёвского парка. Также необходимо более оперативно осуществлять установку камер на новь создаваемых общественных пространствах. Так мною ещё в 2018 году вносилось предложение об установке камеры видеонаблюдения в Парке Веряжский, однако это не было сделано, что среди прочего способствовало краже с его территории саженцев деревьев ценных пород. Подобный факт произошёл совсем недавно и в парке Юности. Данные преступления совершены в ночное время, а лица, их совершившие, были уверены в минимальном риске быть застигнутыми на месте преступления.

Видится необходимыми проведение анализа эффективности организации работы по использованию аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» и принятие меры по её повышению.

Таким образом, проблем в обсуждаемой сфере довольно-таки много. Большинство из них являются объективными. Однако оставлять их нерешёнными нельзя. Во-первых, от этого зависит безопасность и комфортность проживания наших сограждан. Во-вторых, нереагирование на наличие этих проблем или невозможность их решить по каким бы то ни было причинам ведёт к неудовлетворённости работой органов власти всех уровней и органов местного самоуправления.

Поэтому полагаю неоспоримой необходимость принятия мер.

Спасибо за внимание.



Наверх