14 ноября 2018 23:29
+2º

Отчёт о проверке Контрольно-счётной палатой ООО "Луч"

28 июня 2018

Отчет
о результатах контрольного мероприятия «Проверка эффективности использования в 2017 году доли муниципальной собственности, составляющей уставный капитал общества с ограниченной ответственностью «Луч».

В соответствии с Планом работы на 2018 год, Контрольно-счетной палатой Великого Новгорода в период с 27 февраля по 31 мая 2018 года проведено контрольное мероприятие — проверка эффективности использования в 2017 году доли муниципальной собственности, составляющей уставный капитал общества с ограниченной ответственностью «Луч» (далее- ООО «Луч», Общество).

Общие положения

Предметом контрольного мероприятия являлись процессы, связанные с управлением муниципальным имуществом, составляющим уставный капитал хозяйственного общества.

Контрольное мероприятие осуществлялось с целью оценить результаты финансово-хозяйственной деятельности Общества, тем самым, сделать выводы об эффективности использования муниципального имущества, которым, собственно, Общество и является.

Основанием для включения настоящей проверки в план работы явились результаты экспертно-аналитического мероприятия, проведенного Контрольно-счетной палатой в отношении МУП «Городские бани» по поручению Думы Великого Новгорода в связи с внесением Администрацией Великого Новгорода проекта решения о приватизации муниципального предприятия. В ходе проведенного анализа движения денежных средств было установлено, что ООО «Луч» имеет перед МУП «Городские бани» задолженность на конец 2017 года в сумме более 1,8 млн руб., при этом причины образования указанной задолженности не раскрыты. По результатам проведенных экспертно-аналитических мероприятий были назначены параллельные проверки в МУП «Городские бани» и ООО «Луч».

Настоящий отчет составлен по материалам проверки ООО «Луч», с учетом результатов проверки, проведенной в МУП «Городские бани».

В ходе контрольного мероприятия проведен анализ финансового состояния Общества, проверено состояние расчетов с покупателями и заказчиками, проведены выборочные проверки кассовых и расчетных операций, проведены инвентаризации материальных ценностей, проверена правильность ведения бухгалтерского учета и достоверность представленной отчетности.

Проверкой финансово-хозяйственной деятельности Общества выявлены нарушения требований Гражданского, Налогового, Трудового кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях, Федерального закона о бухгалтерском учете, других нормативно- правовых актов.

В связи с допущенными нарушениями порядка хранения первичных документов (бухгалтерские документы хранились «россыпью» и не были подобраны в хронологическом порядке и подшиты в дела), проверка была приостановлена, объекту контроля направлено предписание Контрольно-счетной палаты. После устранения основных нарушений в части обеспечения сохранности документов, проверка в ООО «Луч» была продолжена.

В настоящее время ООО «Луч» располагается в здании прачечной МУП «Городские бани» по адресу: ул. Германа, д. 23, которое находится в хозяйственном ведении муниципального предприятия. В указанном здании располагаются как производственные помещения ООО «Луч», так и административные подразделения Общества. Кроме того в здании бани по адресу пр. Александра Корсунова д. 30, также переданном МУП «Городские бани» в хозяйственное ведение, находится приемный пункт ООО «Луч».

На момент проверки в наличии имелся один договор о передаче в безвозмездное пользование помещения площадью 12 м² в здании прачечной МУП «Городские бани». Документального подтверждения законности занятия Обществом прочих помещений муниципального предприятия проверке не представлено.

По поводу размещения ООО «Луч» на площадях, переданных в хозяйственном ведении МУП «Городские бани», Общество поясняет, что существует три договора о передаче имущества в безвозмездное пользование на помещения общей площадью 136 кв. метров. То, что проверке представлен лишь один договор на 12,5 кв. метров Общество объясняет тем, что договоры были переданы на утверждение в комитет по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода и не возвращены Обществу.

Из пояснения исполняющего обязанности генерального директора Общества следует, что оплата за пользование коммунальными услугами по указанным адресам осуществляется на основании выставленных МУП «Городские бани» счетов, однако на момент окончания проверки ни одного факта возмещения МУП «Городские бани» коммунальных услуг и платы за аренду земли проверке не представлено.

Таким образом, фактически на протяжении полугода затраты по оплате коммунальных услуг от производственно- хозяйственной деятельности и аренде земли по занимаемым помещениям несет за ООО «Луч» муниципальное предприятие. Тот факт, что по состоянию на момент окончания проверки Общество ни разу не заплатило муниципальному предприятию за пользование коммунальными услугами и аренду земли для осуществления своей производственно-хозяйственной деятельности, ООО «Луч» не отрицает.

В ходе проверки, на основании приказа учредителя (КУМИ), назначенной комиссией проведена инвентаризация имущества ООО «Луч».

Согласно акту инвентаризации, здание по адресу ул. Федоровский ручей, д. 25а площадью 1127,6 м² и здание гаража, расположенного по тому же адресу, площадью 132,7 м² Общество не использует и планирует их продажу. Указанное имущество является собственностью ООО «Луч», и в случае его продажи доходы от продажи поступят Обществу, в бюджет города поступает лишь прибыль по итогам деятельности Общества за год, естественно, при условии, что Общество ее получит.

По данным кадастрового учета, только кадастровая стоимость принадлежащего обществу земельного участка, на котором расположены указанные здания, превышает 3,5 млн. рублей. Сведения об оценке полной рыночной стоимости указанных объектов проверке не представлены.

Оценка финансового результата, состояние учета и отчетности

Проведенной проверкой установлено, что Обществом по результатам его деятельности в 2017 году получен чистый убыток в сумме 708 тыс. руб., что противоречит целям его создания и лишает бюджет города доходов от прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ.

В период проверки ревизионной комиссией ООО «Луч», назначенной приказом комитета по управлению муниципальным имуществом и земельными ресурсами Великого Новгорода (КУМИ), проведена проверка годовой бухгалтерской отчетности Общества за 2017 год.

Из представленного заключения следует, что годовая бухгалтерская отчетность Общества за 2017 год не может быть признана достоверной, при этом отдельные нарушения образуют состав административного правонарушения.

Таким образом, бухгалтерская отчетность ООО «Луч» не дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений.

В ходе проверки выявлены факты, свидетельствующие, что бухгалтерский учет ООО «Луч» в части учета операций с наличными денежными средствами и операций по расчетам с поставщиками и подрядчиками также не может быть признан достоверным.

Оценка состояния расчетов Общества с МУП «Городские бани»

Как уже указывалось ранее в отчете по проверке МУП «Городские бани», муниципальным предприятием с ООО «Луч» 1 сентября 2017 года заключен договор на обработку белья, по которому муниципальное предприятие выполняет для ООО «Луч» работы по стирке белья по цене которая в два раза ниже фактической себестоимости, сложившейся на муниципальном предприятии, и на 30−75% ниже, чем у прежних покупателей услуг МУП «Городские бани».

После заключения указанного договора муниципальное предприятие выполняет для ООО «Луч» по договорным ценам 99% всей своей работы по стирке белья.

Проведенной в ООО «Луч» проверкой установлено, что Обществом после 1 сентября 2017 года заключено порядка 40 договоров с покупателями, являвшимися ранее клиентами МУП «Городские бани», перечень договоров приложен к акту проверки.

Например, 2 октября 2017 года ООО «Луч» было заключено сразу 18 договоров с различными заказчиками, у которых до этого с ООО «Луч» не было договорных отношений.

Все указанные организации до заключения договора с ООО «Луч» являлись клиентами МУП «Городские бани», при этом договоры с этими организациями заключены на условиях, соответствующих условиям договоров, заключенных ими ранее с МУП «Городские бани», либо на более выгодных для ООО «Луч» условиях.

Примеры соотношений тарифов на стирку белья приведены в таблице:

(руб. за 1 кг.)

Наименование заказчикаВид работыТариф по условиям договора с МУП «Городские бани» Тариф по условиям договора с ООО «Луч»Тариф по условиям договора между МУП «Городские бани» и ООО «Луч»
АО «НПО «Квант»Стирка белья прямого загрязненного 50,86 с НДС50,86 без НДС25,42 без НДС
ОГБПОУ «Новгородский агротехнический техникум»Стирка белья прямого загрязненного50,86 с НДС50,86 с НДС30,00 с НДС
ООО «Фейсилити Сервисиз Рус»Обработка обуви47,41 без НДС48,00 без НДС27,97 без НДС
ООО «Белый камень «Плюс»Стирка вестибюльных ковров10,3 с НДС 10,3 без НДС6,35 руб. без НДС

Предусмотренные заключенными после 1 сентября 2017 года договорами с заказчиками цены на стирку белья в 1,5−2 раза больше, чем сам ООО «Луч» платит за ту же работу МУП «Городские бани».

Иными словами, ООО «Луч» фактически выполняет роль посредника между МУП «Городские бани» и покупателями своих услуг по обработке белья.

Развернутый анализ тарифов, применяемых при расчетах ООО «Луч» с МУП «Городские бани» за выполненную муниципальным предприятием работу по стирке белья и покупателями, ранее являвшимися заказчиками аналогичных работ в МУП «Городские бани», прилагается (Приложение № 1).

Таким образом, заключенный с МУП «Городские бани» договор был выгоден для ООО «Луч». В 2017 году и январе-феврале 2018 года муниципальное предприятие выполнило работ по стирке белья для ООО «Луч» на сумму 2,8 млн руб., при этом Общество, в нарушение условий заключенного договора и требований Гражданского кодекса РФ, ни разу не заплатило за выполненную работу.

По поводу заключения договора с МУП «Городские бани» Общество поясняет, что цены на выполняемые муниципальным предприятием работы составляли специалисты МУП «Городские бани». Вместе с тем, главным специалистом по стирке белья в МУП «Городские бани» в тот период являлась именно Торопова С. С., которая одновременно исполняла обязанности начальника прачечного цеха предприятия и генерального директора ООО «Луч».

Утверждение Общества, что договор заключен в связи с увеличением объемов и нехваткой производственных мощностей не соответствует действительности, так как по мере выполнения работ по стирке белья для ООО «Луч», муниципальное предприятие снизило объемы стирки для других потребителей практически до 0%, тогда как ООО «Луч» после заключения договора на выполнение муниципальным предприятием работ заключило порядка 40 договоров с заказчиками, являвшимися прежде клиентами МУП «Городские бани».

Оценка состояния расчетов Общества с отдельными заказчиками

Не смотря на изложенные выше факты, Общество в 2017 году получило убытки от своей деятельности, о чем свидетельствует представленная учредителю бухгалтерская отчетность.

Анализ состояния расчетов с заказчиками показал, что с отдельными организациями договоры на выполнение работ по стирке белья заключены на особых условиях. Так, ООО «Луч» в проверенном периоде заключены договоры возмездного оказания услуг с обществом с ограниченной ответственностью «ШиК» (далее- ООО «ШиК»).

По условиям этих договоров, стоимость оказываемых услуг определена в размере 30 руб. за 1 кг. обработанного прямого белья, включая НДС, тогда как для прочих заказчиков договорная цена на указанный вид работ составляла не менее 50,86 руб. за 1 кг., то есть на 70% выше установленной для ООО «ШиК».

При этом данные об объемах выполненной Обществом для ООО «ШиК» работы недостоверны, так как в регистрах бухгалтерского учета, актах выполненных работ и актах сверки взаимных расчетов проставлены разные значения на одну и ту же дату. Расхождения в представленных данных об объемах выполненных в 2017 году для ООО «ШиК» работ свидетельствует о недостоверности бухгалтерского учета и его конечного результата-бухгалтерской отчетности.

Исходя из представленных регистров бухгалтерского учета, задолженность ООО «ШиК» перед ООО «Луч» по состоянию на 31.12.2017 г. составляла 1456,5 тыс. руб., одновременно, согласно другим регистрам, сумма задолженности ООО «ШиК» на ту же дату составляет 3070,7 тыс. рублей.

Совокупность приведенных фактов свидетельствует, что размеры задолженности, как и объемы выполненных ООО «Луч» для ООО «ШиК» работ нельзя признать достоверными, то есть имеются признаки принятия к учету документов, искажающих факты хозяйственной жизни Общества.

Помимо договоров с ООО «ШиК», ООО «Луч» заключен договор возмездного оказания услуг с обществом с ограниченной ответственностью «Швейно- прачечный комбинат ГУЗ «НОКБ» (далее- ООО «ШПК»).

По условиям указанного договора цена за обработку 1 кг. текстильных изделий, независимо от их видов, составляет 35 руб., для прочих заказчиков минимальная договорная цена на обработку прямого белья составляет не менее 50,86 руб. за 1 кг., то есть на 45% выше установленной для ООО «ШПК».

Заключение договоров на указанных выше условиях снижает объемы выручки Общества, соответственно, способствует возникновению отрицательного финансового результата от его деятельности.

Согласно данным учета, задолженность ООО «ШПК» перед ООО «Луч» по состоянию на 1.01.2018 г. составляла 579,6 тыс. рублей.

Таким образом, указанные заказчики своевременно не платят Обществу за выполненную им работу, в свою очередь ООО «Луч» не перечисляет деньги за выполненную работу МУП «Городские бани». Как уже указывалось, по состоянию на 1 марта сумма долга перед муниципальным предприятием превысила 2,8 млн руб. и имеет тенденцию к дальнейшему росту.

Действенных мер по взысканию дебиторской задолженности с ООО «ШиК» и ООО «ШПК» Обществом не предпринимается.

По фактам заключения Обществом договоров с указанными организациями возражений и пояснений не представлено.

Как указывалось ранее, исполняющий обязанности генерального директора ООО «Луч» Торопова С. С. в проверенном периоде по совместительству являлась начальником прачечного цеха МУП «Городские бани»; исполняющий обязанности директора МУП «Городские бани» Власюк О. А. до назначения на указанную должность являлся генеральным директором ООО «Луч»; назначенный с 1 марта 2018 года директором МУП «Городские бани» Морозов П. Е. до этого момента являлся председателем совета директоров ООО «Луч». То есть, указанные должностные лица, в силу своих должностных обязанностей, владели всей полнотой информации об указанных выше сделках и их последствиях.

Оценка эффективности использования муниципальной собственности

В ходе проведенной проверки выявлен целый ряд других нарушений, свидетельствующих о неэффективной деятельности Общества, соответственно, неэффективном использовании муниципальной собственности, составляющей уставный капитал Общества.

Так, в проверенном периоде ООО «Луч» систематически нарушались требования Налогового кодекса РФ в части правильности исчисления и своевременности перечисления налогов и страховых взносов.

Всего в 2017 году и 1 квартале 2018 года за допущенные нарушения налогового законодательства Обществом уплачено штрафов и пени в сумме 257,7 тыс. рублей.

Выявлен факт возмещения главному бухгалтеру Петровой О. В. расходов на оплату административного штрафа, наложенного на нее лично в размере 10000 руб., что нарушает требования КоАП РФ, согласно которым административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, в противном случае наказание не достигнет своей цели.

Следует отметить, что пени и штрафы являются непроизводительными (неэффективными) расходами, сокращают объем используемых оборотных средств и, соответственно, возможности для развития Общества.

Выборочной проверкой операций с наличными денежными средствами выявлен факт списания наличных денежных средств по кассе в общей сумме 31,7 тыс. руб. по документам, на которых отсутствуют подлинные подписи получателей, имеются только их ксерокопии.

В соответствии с действующим законодательством, материалы по данному факту изъяты и незамедлительно переданы правоохранительным органам.

В ходе проверки выявлены факты, имеющие признаки искажения либо полного отсутствия оформленных первичными документами фактов хозяйственной жизни.

Так, в течение 2017 года ООО «Луч» неоднократно осуществлялись перечисления средств в оплату работ по договорам подряда на личные счета исполняющего обязанности генерального директора ООО «Луч» Тороповой С. С. и главного бухгалтера Петровой О. В., открытые указанным должностным лицам в ПАО «Сбербанк». Общая сумма перечисленных средств составила 136,6 тыс. рублей.

При этом первичных документов, подтверждающих данные факты хозяйственной жизни (договоры, акты выполненных работ) проверке не представлены.

Из пояснений должностных лиц Общества следует, что таким образом работникам перечислялась заработная плата, однако представленные платежные документы не содержат признаки выплаты заработной платы: назначение платежа не соответствует существу операции, не указан период, за который выплачивается заработная плата.

Признаки искажения фактов хозяйственной жизни выявлены и в ходе изучения вопросов, касающихся эксплуатации служебного транспорта и списания ГСМ.

Так, например, в представленных возражениях Обществом утверждается, что ООО «Луч» заключены договоры на обслуживание отделений МВД в г. Старая Русса и наличие там приемного пункта.

Вместе с тем, в ходе сплошной проверки первичных документов (актов приемки работ) по расчетам с покупателями и заказчиками за октябрь и ноябрь 2017 года, фактов выполнения ООО «Луч» работ для сторонних организаций, расположенных в г. Старая Русса, не установлено. При этом, исходя из представленных документов, служебная машина направлялась в г. Старая Русса практически каждый рабочий день.

В ряде случаев путевые листы на две машины заполнены на одного водителя. Из пояснений Тороповой С. С. следует, что по мере необходимости, на основании устной договоренности между ней и ее мужем Тороповым Д. А., без документального оформления до управления автомобилем допускался Торопов Д. А., при этом документы оформлялись на другого водителя, что подтверждает выводы Контрольно-счетной палаты о том, что в проверенном периоде имеются признаки принятия к учету документов, искажающих факты хозяйственной жизни Общества.

Выборочной проверкой порядка начисления и выплаты в 2017 году заработной платы работникам Общества установлено, что бухгалтер Общества Казакова М. В. в 2017 году ни разу не получила начисленную ей заработную плату за 2017 год, при этом Обществом осуществлялись регулярные отчисления во внебюджетные фонды с сумм начисленной Казаковой М. В. оплаты труда.

Из пояснения исполняющего обязанности генерального директора Тороповой С. С. от 31.05.2018 № 43 следует, что заработную плату Казакова М. В. не получала в связи с тяжелым финансовым положением Общества, по согласованию с руководителем. Документальные подтверждения согласия Казаковой М. В. вместе с пояснениями не представлены.

В ходе изучения первичных документов за 2017 год, бухгалтерских документов, заверенных подписью бухгалтера Казаковой М. В., в наличии не оказалось, на рабочем месте бухгалтер Казакова М. В. не появлялась, с сотрудниками Контрольно-счетной палаты не контактировала.

Таким образом, имеются признаки принятия к учету документов (табелей учета рабочего времени) которыми оформлены не имевшие места факты хозяйственной жизни. Всего в 2017 году Казаковой М. В. начислено заработной платы в сумме 152000 руб., на указанные суммы производились начисления взносов во внебюджетные фонды и перечисление их по принадлежности.

Возражения по данному факту после ознакомления с актом проверки Обществом не представлены.

В ходе проверки выявлены и другие нарушения действующего законодательства.

Так, ООО «Луч» нарушались требования Трудового кодекса РФ, согласно которым заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца, не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. В 2017 году задержки выплаты заработной платы работникам на 2−3 месяца имели систематический характер.

В нарушение требований положения об осуществлении наличных расчетов, утвержденного Правительством РФ, обществом уничтожено 500 бланков строгой отчетности (квитанций), имеющих дублированные номера, при этом уничтожать бланки строгого учета в течение 5 лет не разрешается.

Имелись прочие нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности.

По завершении основного этапа проверки, материалы вместе с актом проверки направлены в надзорные и правоохранительные органы в соответствии с их запросами.

Выводы:

Проведенной проверкой установлено, что результаты деятельности ООО «Луч» не соответствуют целям его создания — получение прибыли и перечисление ее в городской бюджет. По итогам работы за 2017 год Обществом получен чистый убыток в сумме 708 тыс. рублей.

Бухгалтерская отчетность ООО «Луч» не дает достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое учредителю для принятия экономических решений.

На протяжении нескольких месяцев затраты по оплате коммунальных услуг от производственно- хозяйственной деятельности и аренде земли по занимаемым помещениям несет за ООО «Луч» муниципальное предприятие.

Здание по адресу ул. Федоровский ручей, д. 25а площадью 1127,6 м² и здание гаража, расположенного по тому же адресу, площадью 132,7 м² Общество не использует и планирует их продажу. Указанное имущество является собственностью ООО «Луч», и в случае его продажи доходы от продажи поступят Обществу.

Заключенный ООО «Луч» с МУП «Городские бани» договор приносит убытки муниципальному предприятию. ООО «Луч» фактически выполняет роль посредника между МУП «Городские бани» и покупателями своих услуг по обработке белья. Размер недополученных МУП «Городские бани» средств в результате установления необоснованных тарифов и неуплаты дебиторской задолженности составил на 1 марта 2018 года 5 млн руб., в настоящее время эта сумма значительно возросла. По мере выполнения работ по стирке белья для ООО «Луч», муниципальное предприятие снизило объемы стирки для других потребителей практически до 0%, тогда как ООО «Луч» после заключения договора на выполнение муниципальным предприятием работ заключило порядка 40 договоров с заказчиками, являвшимися прежде клиентами МУП «Городские бани».

Выгодный для ООО «Луч» договор не позволил Обществу работать с прибылью. Одной из причин является недополучения выручки вследствие заключения с ООО «ШиК» и ООО «ШПК» договоров на условиях, отличных от других покупателей. Тарифы на услуги ООО «Луч» установлены договорами с указанными организациями на 45−70% ниже тарифов, устанавливаемых для других заказчиков, при этом объемы выполняемой работы недостоверны.

Указанные заказчики своевременно не платят Обществу за выполненную им работу, в свою очередь ООО «Луч» не перечисляет деньги за выполненную работу МУП «Городские бани». Действенных мер по взысканию дебиторской задолженности Обществом не предпринимается.

В ходе проведенной проверки выявлены нарушения требований Гражданского, Налогового, Трудового кодексов РФ, Кодекса об административных правонарушениях, Федерального закона о бухгалтерском учете, других нормативно- правовых актов, свидетельствующих о неэффективной деятельности Общества, соответственно, неэффективном использовании муниципальной собственности, составляющей уставный капитал Общества.

Выявлены факты, имеющие признаки искажения либо полного отсутствия оформленных первичными документами фактов хозяйственной жизни, факт списания наличных денежных средств по подложному документу, факты осуществления неэффективных (непроизводительных) расходов, систематически задерживались выплаты начисленной работникам заработной платы.

В настоящее время материалы проверок направлены в надзорные и правоохранительные органы в соответствии с их запросами.

Предложения:

Отчет о проведенной проверке и, при необходимости, другие материалы, направить учредителю для принятия управленческих решений.

Отчет о результатах контрольного мероприятия направить в Думу Великого Новгорода.

Заместитель председателя
Контрольно-счетной
палаты Великого Новгорода
Иванов Д. Р
.



Наверх